Обучение чтению как средство интеллектуального развития дошкольников.
Обучение чтению по слогам.
Обучение чтению невозможно без знания букв. Однако само по себе знание букв не дает возможности ребенку читать слова, состоящие из слогов. Поскольку слог является наименьшей речевой единицей, поэтому логично, чтобы ребенок сразу учился читать слоги. Общеизвестно, что дети имеют определенные трудности в объединении букв в слог и слитом их прочтении. Поэтому данная методика предусматривает многократное (но разнообразное) оперирование ребенком этой категорией с одновременным включением логического и образного мышления: ознакомление с составом, отыскивание определенных составов среди других, выделение определенных слогов в словах в разных позициях (в начале, середине и конце слова), составление слов из известных составов. Такое многократное повторение
слогов в разных вариантах и с использованием различных видов деятельности постепенно формирует в сознании ребенка механизм образования слогов.
Научившись сознательно читать слоги, ребенок не имеет никаких проблем в чтении слов.
Использование наглядного материала.
Поскольку мышление у дошкольников и детей младшего школьного возраста (по крайней мере у первоклассников), преимущественно, наглядно-образное, то усвоение таких абстрактных понятий как буквы (слоги, слова) является сложным для большинства из них. Помочь детям избежать трудностей в усвоении букв (слогов, слов) можно с помощью наглядно-образного материала, использование которого позволяет одновременно (параллельно) апеллировать к двум полушариям головного мозга, а следовательно, органично соединить логическое и ассоциативно-образное мышление ребенка в восприятии нового. Рисунки, природный материал, карточки, игрушки, схемы, предметы окружающей среды (карандаши, конфеты, печенье, палочки) и т.д. – каждый учитель может дополнить данный перечень наглядности, который, с одной стороны, облегчает процесс восприятия букв, с другой – разнообразит и делает привлекательной познавательную деятельность для ребенка. Привлечение детей к различным видам деятельности. С одной стороны, рисования, раскрашивания, вырезания, пения, конструирования, изготовления аппликаций, отыскивания предметов в помещении, ролевое перевоплощения и т.д. – все эти виды деятельности интересные для детей 4-7 лет. С другой, согласно психологических особенностей возраста, ребенок в этом возрасте не может долго сосредоточиваться на одном и том же виде деятельности и требует ее постоянного изменения. Более того, повторять одно и то же – скучно и вредно для любого человека (тем более для маленького ребенка), поскольку главный признак продуктивного мышления – создание нового. Поэтому стоит максимально разнообразить процесс обучения. Для изучение одной буквы детям предлагается 5-6 задач с использованием различных видов деятельности, которые призваны разнообразить деятельность, удивить и порадовать их.
Проведение занятий в игровой форме.
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, поэтому логично процесс познания выстраивать преимущественно в игровой деятельности. Игра предоставляет возможность параллельно и естественно привлекать к работе оба полушария головного мозга и привлекать непроизвольное внимание. Если не давать установку ребенку на то, чтобы он выучил буквы, не просить его запомнить и научиться, он будет просто играть, слушать, смотреть, переживать какие-то ситуации, решать логические задачи, раскрашивать, вырезать, лепить, петь, а буквы запомнятся сами собой, почти незаметно для него и взрослого. То есть, образы букв войдут в сознание ребенка незаметно и непроизвольно сформируются механизмы чтения. Психологи говорят, что непроизвольная память намного эффективнее, чем произвольная. При условии включения непроизвольной памяти информация запоминается гораздо быстрее и прочнее, чем когда включено произвольные процессы, то есть те, которые включаются специальными волевыми усилиями. Кроме того, смещение акцентов на игру, а не на процесс чтения (поскольку ребенка занимает то, что является содержанием и результатом его деятельности), позволяет снять эмоциональные переживания и напряжение в случае неудачи, способствует получению удовольствия и радости от выполненной работы. Пережитые чувства удовлетворения от работы формируют положительную мотивацию к занятиям обучения чтению.
Соответствие содержания заданий познавательным запросам детей.
В психолого-педагогической науке установлено, что каждый человек функционирует в четирех различных сферах: «Природа», «Культура», «Собственное Я», «Люди». Каждая из сфер является равноценной для гармоничного развития человека. Чрезмерное внимание к какой-то одной приводит к дисгармоничному восприятию мира личностью. Чтобы избежать этого, разработана система заданий, содержание которых базируется на понятиях из четырех сфер жизнедеятельности человека. Сначала, пока дети научатся читать слоги и слова, знакомство с этими понятиями проходит несистематично, то есть на этом этапе они оперируют понятиями из разных сфер жизнедеятельности:
- Учась читать словосочетания, предложения и тексты, дети выполняют задания и знакомятся с понятиями в пределах различных тем, то есть оперируют понятиями с какой-то одной из тем;
- Среди тем, которые предлагаются детям для ознакомления и прочтения: «Я и другие», «Я потребляю», «В доме и вне его», «Игра и искусство», «Время», «Планета Земля», «Растения, грибы, животные».
Изучение каждой буквы предусматривает такие этапы:
- Ознакомление с буквой, отыскивание ее среди известных.
- Ознакомление со слогами, образующиеся с этой буквой.
- Отыскивание слогов с новой буквой среди других слогов.
- Отыскивание слогов с новой буквой в словах.
- Повторение предварительно изученных слогов и составление из них новых слов.
Переход от чтения слов к текстам также осуществляются постепенно по определенному алгоритму, который действует в рамках задач по одной теме. В основе этого алгоритма также заложено движение от простого к сложному:
- Ознакомление и чтение слов определенной тематики.
- Сочетание слов в словосочетания, чтение их.
- Чтение предложений из этой же темы.
- Чтение тематических текстов (коротких стишков) разного уровня сложности.
- Несмотря на то, что такой алгоритм существует, задания для детей каждый раз разные как по сюжетно-тематическому составу, так и по видам деятельности.
Устранение комплекса сложности учебного задания.
Известно, что дети тяжело переживают собственную неуспеваемость, в них легко образуется ложное представление о себе, снижается самооценка, что вызывает серьезные переживания и препятствует нормальным взаимоотношениям ребенка с другими людьми, с миром. Обращение ко всем каналам восприятия, включение эмоциональной и образной памяти, бесконечное разнообразие приемов, игра поможет мягко, без чрезмерных усилий сформировать в ребенке прочные навыки и психологическую готовность к чтению. А главное – снимет существующий у многих детей барьер перед процессом чтения или не даст ему возникнуть вообще. В заданиях сначала акцентируется внимание на тех видах деятельности, которые нравятся ребенку (рисование, вырезание, раскрашивание и т.п.) и которые он может легко выполнить, а потом в процессе чтения как таковому. Для изучения каждой буквы рекомендуется выполнить 5-6 заданий, отличающихся по уровню сложности. Сначала ребенок выполняет легкие задания, затем – более сложные, а затем – еще сложнее. Ни в содержании задач, ни в видах деятельности нет ничего такого, что было бы слишком сложно для ребенка, поскольку он постоянно движется от простого к сложному. Это позволяет каждому ребенку на каждом занятии не чувствовать себя неудачником или неумехой, а успешной личностью.
Даная система игровых заданий способствует разностороннему развитию личности, а именно:
- физическому развитию ребенка (воспитывает привычку доводить начатое дело до конца, получать конечный результат своих трудовых усилий; создает благоприятные условия для воспитания самостоятельности, целеустремленности, организованности, настойчивости; провоцирует к творческой активности);
- социально-нравственному развитию ребенка (способствует становлению речевой коммуникации, учит поддерживать диалог с другими);
- эмоционально-ценностному развитию ребенка (обогащает внутренний мир ребенка позитивными эмоциями, насыщает его жизнь приятными впечатлениями; формирует уверенность в себе);
- познавательному развитию ребенка (развивает восприятие, внимание, мышление, воображение, способствуют ориентации ребенка в окружающем мире);
- речевом развитии ребенка (создает условия для овладения лексическим богатством языка; учит правильно сочетать слова в своей речи; гармонизирует взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками;
помогает усвоить элементы грамоты; формирует навыки работы с книгой – рассматривать ее, перелистывая страницы);
- художественно-эстетическому развитию ребенка (инициирует создание различных видов образотворческой деятельности; инициирует пение; обогащает запас литературных впечатлений; развивает умение использовать в игре предметы-заменители, входить в образ);
- креативному развитию ребенка (обогащает практический опыт ребенка в выявлении творческой инициативы; воспитывает потребность в новых впечатлениях).